Что мы вкладываем в отношения с нашими детьми. Реальный случай из практики.

Приведенный ниже материал является реальным случаем из практики группы поддержки родительства. Приводится с разрешения клиентки.

Психотерапевт объяснил, что требуется от группы. В общем-то все было просто – тот кто хочет обсудить свою проблему, садится с психотерапевтом в центр круга и, собственно, обсуждает, остальные слушают, потом высказываются. Ей было что обсудить. Так казалось ей сначала. Но потом пришла мысль о том, что, наверное, это не так важно… Может у кого-то есть что-то более интересное. Группа оказалась достаточно пассивна. «Может все-таки выйти?» - подумала она.

- У меня есть проблема, я могу

В этот момент другая девушка тоже вдруг заявила, что может выйти в круг.

- Так кто? – вопросительно посмотрел психотерапевт.

- Я могу и уступить – она смущенно откинулась назад на спинку стула.

Повисла пауза. Девушка напротив кивнула ей:

- Иди ты, ты первая сказала.

И она села в круг.

Набрала полную грудь воздуха. Кожей ощутила, что 10 пар глаз следят за каждым ее движением, 10 пар ушей ловят каждый звук.

Начала рассказывать. Она сильно поругалась с сыном месяц назад. Был конец четверти – у него одни двойки и тройки. А ведь ей казалось, что она все время следит за тем, чтобы он учил уроки. Он, конечно ленился. Он был замечательный и умный парень. Но учился из ряда вон плохо. Она никак не могла на это повлиять. У нее было катастрофически мало времени. Новая работа требовала постоянного присутствия. Работа нравилась и обещала дивиденды. На дивиденды можно было прокормить семью. Бросать работу было никак нельзя. Тем более что работала она всегда. Новое модное слово, которое она не переносила на дух – бизнес-леди… Увидела оценки сына, и что-то невыносимое и непреодолимое заполнило душу и разум. Воздуха стало не хватать, голос срывался на крик. Наверное, это было отчаянье. В это время зазвонил телефон - звонила учительница по русскому языку. Учительница возмущенно сообщила о том, что ребенок не сдал сочинение, что у него нет тетрадей, что он не носит дневник, что-то там еще.., и потребовала принять, наконец, меры, и обратить внимание на сына. Это было как пощечина. Будто с высоты своих лет она провалилась в школьные годы и там ее, отличницу и примерную девочку, отчитали за ужасное поведение…. А она не виновата!!! Она хорошо себя вела!!!! Горькая буря возмущения и стыда заполнила всё её существо и с силой вытолкнула в реальность. Она размахнулась что было силы, и ударила сына по щеке. Начала кричать. Понимала, что больше не контролирует себя. Испугала младшего ребенка. Закрылась в ванной. Было очень больно. Физически больно. Обидно. Невыносимо. Хотелось биться головой о стену. Скорее всего, билась. Кричала и плакала. Потом жалела, что так обошлась с сыном. Было стыдно. С ужасом ждала конца этой четверти. Боялась сорваться снова. Ненавидела школу. Потому что кроме школы других конфликтов с сыном у нее не было.

- Для тебя так важно, чтобы сын учился хорошо и поступил в институт? – спросил психотерапевт.

«Важно ли?» – задумалась она? Конечно, она верила в его талант и хотела, чтобы он реализовался, чтобы сын проявил себя, свои способности. «Ну а если нет? – подумала она – если не поступит в институт, если станет простым работягой?» Не возникло даже тени сомнения, что она будет всё равно любить его. Лишь бы вырос хорошим человеком, надежным плечом для родителей, жены, детей….

- Почему тогда так важны для тебя хорошие оценки?

- Вот я и говорю, что дело то, скорее всего, не в нем, а во мне! – в отчаянье произнесла она, всё пытаясь понять, почему же она так отреагировала на эти дурацкие оценки. У нее по-прежнему было стойкое ощущение тупика. Ответа не было. Было чувство вины и непонимание. Она опять в который раз начала рассуждать о том, какой замечательный у нее мальчик и как не важно на самом деле какие у него оценки. К прежнему чувству вины примешалось еще одно – ей было стыдно перед психотерапевтом и группой за то, что она никак не мола найти ответ. Она чувствовала, что он нервничает. Может быть, ей это только казалось, но в любом случае от этого ощущения отчаянье её становилось всё сильнее.

- Ты считаешь своего мужа успешным человеком?

Этот вопрос застал её врасплох. Муж сейчас был практически без работы и переживал депрессию по этому поводу. Но до этого у него был свой бизнес, и все было не плохо.

- Давай не будем говорить о том, что было раньше, просто ответь, ты считаешь его успешным человеком?

- Сейчас нет, - ответила она нерешительно, после долгой паузы. И возникло чувство опустошения, будто она предала его.

- Итак, - произнес психотерапевт – ты сейчас фактически работаешь одна за всех, делаешь все, чтобы вытащить семью из трудной ситуации, а твои мужчины – муж и сын - как-то выбиваются из этой картины, всё портят, не дотягивают до тебя..

- Нет! Я люблю их. Они самое важное, что у меня есть. У меня замечательный муж. Да, у него сейчас не все благополучно с работой, но я не за деньги его люблю. – На душе стало как-то тяжело и тревожно. Она много уже думала о муже в последний год. Всякое думала. Но поняла в конечном итоге, что он самый близкий для нее человек и она хочет быть только с ним.

- Скажи, у тебя есть какие-нибудь недостатки?

- Хороший вопрос,– она задумалась. Начала вспоминать. Ничего не приходило в голову. «Какие у меня недостатки?» Тяжелое молчание. Как страшно было сказать – их нет. Но и найти их она не могла. Напряглась. Это было ужасно. Какая-то самовлюбленная идиотка… Как это должно выглядеть в глазах группы? У всех людей были недостатки. А у неё они не находились. Она понимала, что попала в какую-то ловушку. Что ей было делать? - начинать придумывать себе недостатки?

- Я ленивая, - наконец, сказала она неуверенно.

- Как это проявляется?

- Ну… я часто вообще ничего не хочу делать по дому…. Просто лежать на диване не шевелиться.

- Ты устаешь, это естественно, каждому человеку иногда хочется просто ничего не делать.

Этот ответ вызвал еще большую волну отчаянья – больше ничего придумать она не могла.

- Больше мне ничего не приходит в голову, - честно призналась она и опустила глаза.

- Получается, что у тебя нет недостатков?

- Получается, что нет, – она произнесла это обреченно и совсем не радостно.

Повисло молчание. Она отчетливо понимала, что так не бывает. Здесь было что-то не так, что-то не сошлось. Она чувствовала себя виноватой. С одной стороны. С другой, ей так захотелось крикнуть: «Да я ведь и вправду хорошая!!!! Я так стараюсь всё делать правильно!!! Я так стараюсь угодить всем – чтобы детям было хорошо, чтобы мужу было хорошо, чтобы родителей не обидеть!!!» Она начинала просто ненавидеть психотерапевта. Она ждала от него понимания, сочувствия. Она и сама понимала, что дура, что сорвалась на ребенке, но она же признала это! Она пришла за помощью! Она искренне хотела исправиться. А он сидел такой непре