Please reload

Недавние посты

ОБРАЩЕНИЕ СООБЩЕСТВА ПЕРИНАТАЛЬНЫХ И РЕПРОДУКТИВНЫХ ПСИХОЛОГОВ К КОЛЛЕГАМ-ПСИХОЛОГАМ, ПЕДАГОГАМ, ВРАЧАМ, К РОДИТЕЛЯМ, К БУДУЩИМ РОДИТЕЛЯМ...

May 21, 2017

1/7
Please reload

Избранные посты

В детский сад. Утро без слёз.

Последние дни августа. И уже через день-два многие мамы поведут своих детей в детский сад. Кто-то впервые. Кто после летнего отпуска.

Как помочь малышу быстрее адаптироваться?  Как свести к минимуму слёзы?

 

 

Настрой мамы – очень важный момент. Если мама сама не уверена, что поступает правильно, ведя ребенка в сад, если она подсознательно считает детский сад  наказанием и «страшным местом», где ее ребенку плохо – битва почти проиграна. Ребенок смотрит на растерянность матери, считывает ее тревогу и сам начинает бояться.  Дети чувствуют мать на уровне дыхания и невербального поведения (взгляды, жесты, позы). Поэтому, если это ваш случай – следует сначала поработать с собой и разобраться, почему у вас такое отношения к детскому саду?  И если вы, действительно, считаете его таким плохим местом, зачем вы ведете туда своего ребенка?  На самом деле многим детям садик помогает почувствовать себя увереннее и освоить важные навыки общения не только с детьми, но и с другими взрослыми, что является очень важным этапом подготовки к школе.  Навыки общения – это не просто попросить у Маши совочек, а с Петей покатать машинку.  Навыки общения – это осознание своих собственных и чужих желаний, и умение справляться с нахлынувшими эмоциями, и умение «брать себя в руки», когда мамы нет рядом, и уступать, и защищать свои интересы, и, что очень важно, сообщать о своих желаниях, потребностях и чувствах и другим детям, и другим взрослым.  Понимая это, мама не критикует постоянно «злую» тетю-воспитательницу и не воспитанных Машу и Петю, которые дурному учат, а помогает своему ребенку принимать это и справляться с этим, как с первыми важными жизненными трудностями. И это гипер-важный навык!!!  А для этого настрой мамы должен быть позитивным (не путать с эйфоричным!) и читаться это должно и в голосе, и во взгляде, и в уверенных жестах.

 

Утро – сложный период.  Многие мамы сталкивались с тем, что вроде ребенку нравится садик, но по утрам все равно слезы.  Сердце мамы разрывается, чувство вины перед ребенком растет. А иногда чувство вины сменяет раздражение, злость Да что же он ноет и ноет каждое утро!   Но утро - и правда – сложный период.  Ребенок  может плакать элементарно из-за того, что не выспался. Вы иногда тоже, наверняка, испытываете по утрам упадок сил и раздражение? А ведь вы взрослый человек, ваши психические процессы уже сформировались. Чего же ждать от трех-пяти-летнего ребенка?  Так как же помочь?

  • Разбудите ребенка заранее, например, за час – полтора до того, как нужно будет выходить из дома

  • Пусть пробуждение будет мягким: откройте шторы, включите свет (но так, чтобы он не светил прямо в глаза – можно для начала включить светильник, торшер, боковой свет или свет в прихожей), включите телевизор или радио (как вариант – ритмичную бодрую музыку), погладьте ребенка, ласково пригласите просыпаться.  Предложите ему понежиться пять минут, пока вы приготовите завтрак.  Для лучшего пробуждения активизируйте его умственные процессы: задавайте вопросы типа «Ты будешь на завтрак кашку или омлет?» , «Кашу рисовую или овсяную?», «Сегодня будешь чистить зубки вишневой или малиновой зубной пастой?», «Наденешь сегодня платье (футболку) с бабочками или с зайчиками?» и т.п.  Мягко настаивайте, чтобы ребенок все же дал ответ на каждый поставленный вопрос.

  • В детском саду детей кормят завтраком, поэтому родители часто не делают этого дома. Но я все же рекомендовала бы какой-то самый легкий вариант завтрака рассматривать. Это помогает ребенку лучше проснуться , у него появляется больше сил, настроение улучшается, и это те 10 – 15 минут, которые вы можете спокойно провести вместе и обсудить планы на день. Да! Планы на день – а почему нет?

  • Если вы не ярый противник мультфильмов, то можно включать ребенку в этот период 1-2 любимых мультика. Но здесь лучше сразу договориться: «1-2 мультика и идем в сад». Если ребенок потом не может оторваться от мультфильмов, плачет – тогда это просто не ваш вариант, откажитесь от него.  

 

Не уговаривайте ребенка идти в сад, а отвлекайте его чем-то интересным.  Часто слышу, как утром на улице малыш хнычет «не хочу в садик!», а мама его уговаривает «На-адо идти», а еще хуже, когда не уговаривает, а строжится  «Надо идти!!!».  И это песня без конца, так до самого садика.  На самом деле у ребенка настроение сиюминутное – здесь и сейчас.  Не выспался, замерз, настроение не очень хорошее – и сразу «не хочу в садик!».  Задача мамы не продолжать эту тему, а найти что-то интересное для ребенка  - «Ой, смотри какой трактор большой поехал! Как он громко гудит!», «Посмотри скорее, кошка залезла на крышу машины и спит! Какая она пушистая, рыжая, хвост у нее какой большой!»  По дороге в сад так много всего интересного!!!  Включите детство внутри себя, посмотрите на мир глазами вашего ребенка!  А чтобы это получалось лучше, заложите на дорогу в детский сад чуть больше времени, чтобы была возможность не спешить и разглядывать чудеса.  В раздевалке в садике – тоже самое. Часто переступив порог, ребенок снова начинает плакать. Говорите ласково и уверенно, ищите интересные темы-отвлекалки.  Обнимайте ребенка в процессе раздевания, улыбайтесь ему, демонстрируйте всем своим видом, что все хорошо и его настроение сейчас изменится.

 

НЕ СПЕ-ШИ-ТЕ!  «Быстрее, быстрее иди, мы опаздываем!»  Запомните раз и навсегда – ребенок не опаздывает в детский сад, это вы опаздываете. То есть это вы не смогли правильно распорядиться временем, чтобы никуда не спешить. ВЕРЮ! Утро и у вас сложный период, особенно, когда ребенок у вас не один и вам еще нужно на работу.  В бизнесе это называется тайм-менеджмент.  Пересмотрите свое утро и заложите больше времени на сборы. Да, возможно, придется раньше вставать, но зато вы сможете сделать свое утро более спокойным и для себя и для детей.  Поверьте, спешка и «быстрее, быстрее, мы опаздываем!» - это верный путь в детскую тревожность. Вам туда нужно?

 

Даже самые самостоятельные дети с утра могут быть пассивными и вялыми. И если сегодня как раз такое утро,  помогайте ребенку снять верхнюю одежду и переодеться.  Не переживайте, что он не научится сам раздеваться и одеваться. Не говорите «Ты же умеешь сам!».  Ваша задача избежать слез и напряжения – помощь и забота – лучшее средство.

 

Не бросайте ребенка одного!  Частая, между прочим, история. Втолкнули четырехлетнего малыша в группу – и раздевайся сам.  И вот он (она) сидит грустный и потерянный. Вокруг все детки с родителями, всем помогают, а он (она) будто сирота. Медленно стягивает курточку и смотрит в окно…..  такое вот детское одиночество....

Да, я знаю, бывают разные ситуации, например, у мамы на руках младенец и она физически не может войти и помочь старшему ребенку. Но тогда стоит договориться с воспитателем, чтобы вашего ребенка все же встретили и помогли ему. И да – все же это экстренный случай, не стоит делать такую ситуацию обычной для вашей семьи.

 

И еще один маленький трюк:

- Я бы очень хотела тоже пойти в детский сад, но меня туда не пускают, ведь я уже взрослая. А мне так интересно!!!Пожалуйста, обещай, что расскажешь мне потом все-все-все, чем ты занимался там? Я буду ОЧЕНЬ ждать!

Когда ребенок понимает, что ему дано что-то такое интересное и важное , но доступное только ему, его начинает наполнять гордость. И, как правило, он чувствует некую уверенность в себе и ответственность. Это помогает ему собраться и пойти навстречу приключениям. НЕ ЗАБУДЬТЕ только потом (вечером) обязательно расспросить его, как прошел деть, и внимательно выслушать, с восхищением и поощрением в нужных местах! Но будьте готовы и к тому, что в порыве плохого утреннего настроения ребенок может ответить «не буду ничего рассказывать!» Не уговаривайте.Просто скажите грустно «очень жаль» и смените тему на сегодня.

 

Что еще следует помнить:  все рекомендации носят общий характер, а ваша ситуация может быть, действительно, уникальной. Если чувствуете, что ничего не работает, обратитесь к психологу, специалисту по детско-родительским отношениям.  Нет, не  для того, чтобы он «лечил» вас или вашего ребенка, потому что у вас «что-то не так».  А для того, что бы он, изучив все нюансы ваших семейных обстоятельств, помог вам составить  наиболее оптимальный алгоритм поведения в данной ситуации.

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях