Детский плач и реакция матери.

Из ежедневной работы с мамами знаю, что именно плач младенца чаще всего становится прямой или косвенной причиной самых серьезных нервных срывов. Тщательно готовясь к родам и осваивая навыки ухода за ребенком мамы зачастую оказываются не готовы к тому, что младенец часто и громко плачет. Этот период детского плача многие мамы вспоминают как кошмар, на фоне которого у них возникали самые острые и противоречивые чувства. Когда ребенок подрастает и начинает разговаривать, у многих возникает иллюзия, что этот период уже позади, но как показывает практика, проблема остается, но разворачивается на новом уровне: глубокое чувство вины, если ребенок упал или ударился, страх и бессилие, когда трёхлетка устраивает свою практически обычную истерику, тяжелое переживание капризов ребенка во время болезни и еще много-много других случаев, когда уже повзрослевший ребенок расстроен или плачет.

Всю эту проблему я бы рассматривала с точки зрения двух аспектов:

  1. С точки зрения реакции мамы на отрицательные эмоции другого человека

  2. С точки зрения того, что плач значит в жизни самого ребенка.


Но так как мамы прежде всего переживают за своих детей, давайте начнем со второго.


Плач в жизни самого ребенка.


Итак, новорожденный ребенок – это новый человек, совсем недавно пришедший в этот мир, и пока еще достаточно сильно погруженный в себя. Я не случайно написала «новый», потому что он, действительно, пока «новый» и совершенно не адаптирован к этому миру. Но имеет огромную ТЯГУ жить и все ЗАДАТКИ, чтобы адаптироваться и стать полноценным членом человеческого сообщества. Его нервная система и психика достигли определенного уровня развития, но еще далеки от совершенства. Они будут развиваться и достраиваться практически до его совершеннолетия. Это означает, что большинство его реакций еще долго будут незрелыми, не такими, как у взрослых людей, и это при том, что с какого-то момента ребенок будет казаться достаточно взрослым. Один из способов развития и обучения ребенка – отражение всего того, что он видит. Поэтому, когда ребенок начинает ходить, говорить связанными предложениями, отвечать на наши вопросы и кивать, соглашаясь, у родителей возникает полная иллюзия того, что он «маленький взрослый» и понимает все, как взрослый. Но это не так.


Ощущения в теле даны младенцу, чтобы замечать опасность для себя, а голос – чтобы подавать сигнал и тем самым регулировать ситуацию с целью выжить. Но это способны осознать мы – взрослые, а ребёнком движет инстинкт. Младенец первых недель жизни использует голос исключительно для связи с матерью, чтобы сообщить ей, что ему плохо. Когда ему комфортно, он спит или молчит. То есть, понимаем буквально: ребенок плачет – значит зовет на помощь. Причем он не в состоянии понять, чем именно мама может ему помочь, он даже пока не в состоянии понять, что зовет ее на помощь. Он будет прислушиваться к своим ощущениям и успокаиваться по мере устранения причины дискомфорта, которую мама будет искать методом проб и ошибок. Это как игра в «горячо-холодно», где младенец голосом сигнализирует маме о своем состоянии: «холодно, холодно, теплее, теплее, горячо (то есть воцарилась тишина) – причина устранена».


Я хотела бы подчеркнуть: в этой «игре» мама и младенец равноправные партнеры. Один сигнализирует – другой реагирует на сигналы. Когда младенец плачет, он говорит матери: «Мне плохо, мне нужна твоя помощь, будь со мной рядом».

Он ТОЧНО НЕ ИМЕЕТ ВВИДУ:

- ты плохая мать!

- ты все делаешь не так!

- ты ничего не умеешь!

- лучше вообще без матери, чем с тобой!

- если немедленно мне не поможешь, я перестану тебя любить!

- я не люблю тебя!


Если такие мысли приходят вам в голову, и такие чувства роятся у вас в душе, когда ваш ребенок плачет, – это ВАШИ СОБСТВЕННЫЕ мысли и чувства, К РЕБЕНКУ ОНИ НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ!


У младенца нет прошлого опыта. Он не знает, что дискомфорт закончится, когда он начнет сосать молоко, или когда мать сменит ему подгузник, или когда его укутают теплым пледом и он согреется. Он вообще не знает, что такое плед, подгузник, молоко. В первые недели жизни он даже не знает, что дискомфорт, как и комфорт может заканчиваться. И от этого незнания (полной неизвестности) ужас происходящего еще больше. Поэтому если уж крик – то пронзительный и громкий, чтобы уже точно и наверняка пришла помощь.


Еще раз: плач ребенка – это призыв для взрослых быть рядом и помочь. Громкость и длительность крика не добавляет смыслов типа «ты плохая мать, я тебя не люблю и прочее»


На втором-третьем месяце жизни ребенок постепенно начинает разворачивать своё внимание в мир. Он учиться узнавать, замечать и осознавать. Теперь он точно знает, что есть такой важный объект как мать и умеет узнавать её, он уже понимает, что именно она приходит ему на помощь и устраняет неприятные ощущения. И раз есть второй объект, то с ним нужно как-то общаться. Ребенок ищет взглядом, смотрит в глаза, и начинает использовать голос не только для сигнала о том, что нужна помощь, но и для выражения других своих эмоций – он гулит, «разговаривает» и смеется. Но плач по-прежнему остается криком о помощи. Только теперь меняются его оттенки – от недовольного кряхтения до отчаянного крика. И по этим оттенкам мать понимает степень дискомфорта, а иногда и различает причину дискомфорта.


Ребенок подрастает, развивается и его реакции становятся все более осознанными. Но боль и дискомфорт (особенно боль) временно возвращают его на прежний уровень. Он все еще не способен справляться с этим сам и в одиночестве. Он громко плачет и, тем самым, призывает маму оказаться рядом и помочь.

А вот теперь про «помочь».


Когда кто-то (не важно, взрослый или ребенок) рассказывает нам о своих проблемах, наша первая мысль – помочь, то есть сделать что-то, чтобы эти проблемы были устранены. Но сейчас подумайте и честно признайтесь себе, всегда ли мы можем устранить проблему, особенно чужую? Ощущение того, что я не могу помочь, потому что не в состоянии устранить причину, рождает в нас сложные и весьма неприятные чувства. И иногда, чтобы не испытывать их, мы просто отстраняемся, избегаем общения или наоборот чрезмерно перегружаемся чужими переживаниями.


В случае с ребенком мы можем устранить большую часть причин его дискомфорта. То есть сделать что-то конкретное: покормить, согреть, сменить подгузник, размять ручку, которую он отлежал и др. Но бывают моменты, когда мы не можем устранить причину. В первые месяцы жизни орган